Обязанности опекуна пожилого человека и контроль их исполнения


Людям престарелого возраста чаще всего не просто вести домашний быт и ухаживать за собой. Уровень их дееспособности невысок, иногда они даже не в состоянии адекватно оценивать ситуацию и контролировать свои действия. Опекунство поможет исключить негативные последствия, к которым может привести слабое психофизическое состояние старика. Обязанности опекуна пожилого человека имеют особое значение, так как недееспособный подопечный не может себя защитить.

В чем заключаются обязанности опекуна пожилого человека старше 80 лет и моложе

Опекунство подразумевает под собой защиту прав и интересов гражданина РФ, которая осуществляется третьей стороной, в тех случаях, когда подопечный по каким-либо причинам не в состоянии действовать самостоятельно.

По большей части опекунство над пожилым человеком оформляется после 80 лет. В соответствии с медицинскими данными, этот возраст для большинства людей является критическим.

Также опекунство можно устанавливать над более молодыми лицами, в случае:

  • наличия инвалидности независимо от категории группы;

  • признания недееспособности подопечного.

Опекунство может быть назначено по решению суда, даже если отсутствуют вышеперечисленные основания.

Опекунами могут быть физические и юридические лица.

Когда органами опеки и попечительства (ООП) определено конкретное лицо, которое нуждается в опеке, в течение 30 дней с момента постановления для него подбирается подходящий кандидат.

В тех случаях, когда нет подходящей кандидатуры или человек отказывается от выполнения обязанностей опекуна, гражданин, которому требуется опека, определяется в соответствующее учреждение.

Права и обязанности опекуна пожилого человека

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» детально прописаны все права и обязанности опекуна. Этим же законодательным актом регулируются все действия органов попечительства.

Опекун пожилого человека имеет право:

  • распоряжаться материальными средствами подопечного;

  • представлять интересы опекаемого в юридических и правовых инстанциях;

  • использовать льготы, которые причитаются подопечному;

  • получать государственные выплаты, предусмотренные за опекунство.

Также опекун имеет право:

  • На дополнительные четыре выходных дня в месяц. Следует помнить, что такие дни не переносятся на следующий период в случае их неиспользования.

  • На оформление дополнительного двухнедельного отпуска без содержания, не чаще одного раза в год.

  • Не работать в выходные и праздничные дни, отказываться от командировок, которые предусматривают ночлег в другом городе.

  • Выдвигать требования по сокращению рабочего дня или рабочей недели по причине ухода за недееспособным подопечным.

Опекуну категорически запрещается:

  • Использовать имущество, недвижимость или материальные средства пожилого человека в личных интересах. Также он не имеет права претендовать на жилплощадь опекаемого.

  • Без согласия ООП распоряжаться недвижимостью подопечного, а именно – продавать, обменивать или сдавать внаем личное имущество пожилого человека.

  • Отказывать опекаемому в оказании медицинской помощи или лишать его еды.

  • Представлять права пожилого человека в суде, если второй стороной выступают родственники опекуна.

Лицо, которое выполняет обязанности опекуна пожилого человека в возрасте старше 80 лет, не может осуществлять трудовую деятельность. В связи с этим попечитель может получать государственные выплаты, размер которых в 2018 году составляет 1200 рублей в месяц. В регионах, где предусматривается повышенный коэффициент, эта сумма увеличивается.

Для начисления соответствующих компенсаций лицу, которое осуществляет функции опекуна пожилого человека в возрасте старше 80 лет, необходимо предоставить пакет документов в местные органы социальной защиты. Также следует отметить, что стаж при выполнении обязанностей опекуна, учитывается как пенсионный и страховой.

Согласно закону, за обязанности опекуна пожилого недееспособного человека денежное вознаграждение не предусматривается.

Некоторые случаи подразумевают назначение дополнительных выплат органами социальной защиты:

  1. Гражданин не может работать, так как выполняет обязанности опекуна пожилого человека круглосуточно.

  2. Опекун ухаживает за инвалидом I группы.

  3. Согласно медицинскому заключению, обязанности опекуна пожилого человека необходимо выполнять постоянно.

Права и обязанности опекуна пожилого недееспособного человека детально описываются в договоре, который заключается с попечителем перед началом его деятельности. Там же следует отметить, что он несет полную ответственность за здоровье и благополучие подопечного. Обязанности включают в себя полный спектр мероприятий по уходу и заботе о старике.

Основные обязанности опекуна пожилого человека

Если гражданин готов выполнять обязанности опекуна пожилого человека в патронажной форме, то с ним подписывается договор. Соглашение между сторонами должно включать в себя все детали ухода за подопечным, в том числе объем выполняемых бытовых услуг, место проживания пожилого опекаемого (на личной территории или на жилплощади попечителя), решение юридических и имущественных вопросов.

В некоторых случаях между сторонами заключается договор поручения. В таком документе детально прописываются все права и обязанности опекуна пожилого человека и перечень действий, которые он должен выполнять от имени своего подопечного.

Что входит в обязанности опекуна пожилого человека:

  1. Заботиться о подопечном, а именно оказание различной бытовой помощи, покупка продуктов питания, проведение лечебных процедур, при необходимости – организация досуга.

  2. Регулярно контролировать состояние здоровья пожилого человека, оказывать своевременную лечебную помощь.

  3. Защищать интересы опекаемого, принимать за него решения, выступать от его имени в суде или участвовать в любых сделках, составлять нотариальные документы.

  4. При необходимости обращаться в медицинские учреждения за помощью для подопечного.

  5. Использовать льготы, которые причитаются пожилому человеку: санаторно-курортное лечение, приобретение лекарственных препаратов и т. д. Получать пенсию, алименты или другие денежные пособия подопечного. Тратить средства только в интересах опекаемого.

  6. Оплачивать коммунальные услуги и налоги от имени пожилого человека. Собирать и оформлять документы, к примеру, налоговые декларации, требования о возмещении ущерба от причиненного вреда подопечному и др.

  7. Опекун обязан принять имущество недееспособного пожилого человека по описи от третьего лица, бережно использовать его.

  8. Представлять отчет о расходовании денежных средств на содержание подопечного в местные ООП. Отчетный период составляет один год.

  9. Создать доверительные и теплые отношения между попечителем и пожилым человеком.

Действия опекуна должны быть направлены на возврат подопечному дееспособности, если это возможно по медицинским показаниям. Также в случае выздоровления опекаемого попечитель обязан оповестить местные ООП.

В обязанности опекуна пожилого человека также входит обращение в соответствующие органы за разрешительным документом, если планируются следующие сделки:

  • сдача внаем или под залог недвижимого имущества опекаемого;

  • отчуждение имущества пожилого человека;

  • отказ опекаемого от доли недвижимого имущества.

Попечительскими органами допускаются подобные сделки в тех случаях, когда права пожилого человека не ограничиваются.

В ситуации, когда опекуну необходимо использовать недвижимое имущество подопечного, к примеру, продать его, попечитель должен получить разрешение соответствующих органов на совершение следки. Он должен привести доказательства того, что пожилой человек не пострадает от проведенной операции, а сама она необходима для его блага.

Контроль исполнения обязанностей опекуна недееспособного пожилого человека

Осуществление контроля над выполнением и соблюдением прав и обязанностей опекуна выполняют сотрудники ООП.

Представители попечительских органов могут в течение первого месяца после закрепления опекунства за пожилым человеком провести две выездные проверки к месту проживания куратора и его подопечного. Такие проверки могут осуществляться в общем порядке или быть незапланированными.

Во время первой плановой проверки опекуна ставят в известность, а после нее в течение месяца проводится еще одна – внеочередная, уже без уведомления попечителя.

Это необходимо для того, чтобы:

  • оценить условия проживания пожилого человека;

  • проверить наличие или отсутствие предметов личной гигиены;

  • проконтролировать наличие продуктов питания;

  • проверить соблюдение прав и обязанностей опекуна пожилого человека.

Представители ООП будут проводить еще две проверки помимо первых двух: одна в течение квартала, а вторая на протяжении года. Кроме того, попечительские органы имеют право запросить у куратора финансовый отчет о расходовании средств, которые получены пожилым человеком.

В случаях, когда проверяющими выявлены факты нецелевого расходования материальных средств подопечного, лицо, которое выполняет права и обязанности опекуна пожилого человека, ожидает уголовная или административная ответственность, а его обязанности прекращаются.

Неисполнение обязанностей опекуна пожилого человека и отстранение от опекунства

Подбор лица, готового принять на себя права и обязанности опекуна пожилого человека, не означает, что контроль и другие хлопоты со стороны ООП будут завершены. Представители органов опеки при инспекции и выявлении несоответствий с правилами могут лишить попечителя его статуса.

Также следует отметить, что опекун может самостоятельно отказаться от своих прав и обязанностей в отношении надзора за пожилым человеком. Поводом для прекращения таких обязанностей также может послужить жалоба соседей или родственников опекаемого в ООП.

Любой гражданин может обратиться в органы опеки с жалобой на попечителя, который не соблюдает права и обязанности опекуна пожилого человека. После получения сигнала сотрудники ООП в течение трех дней проводят незапланированный визит к попечителю и опекаемому для установления факта нарушения. Следует отметить, что жалобы принимаются в органах опеки только при наличии доказательств.

Это могут быть:

  • свидетельства соседей, которые подтверждают грубое отношение опекуна к пожилому человеку;

  • свидетельства соседей об аморальном образе жизни попечителя;

  • медицинское заключение, в котором указывается о наркологическом или любом другом заболевании опекуна, что влечет за собой его нетрудоспособность или возможность заражения подопечного.

Причиной лишения прав и обязанностей опекуна пожилого человека может быть растрата материальных средств опекаемого на личные потребности попечителя.

При составлении жалобы в органах опеки нужно предоставить следующее:

  • паспорт заявителя;

  • документальные доказательства слов заявителя.

Жалоба составляется в произвольной форме, но обязательно должна содержать следующую информацию:

  • фамилия, имя, отчество свидетеля;

  • сведения о происшествии;

  • дата, когда был обнаружен факт нарушения прав и обязанностей;

  • подпись.

Рассмотрением жалобы будет заниматься территориальный ООП по месту проживания опекуна и его подопечного. На основании жалобы местный орган опеки в срочном порядке собирает комиссию, которая наносит визит с инспекцией к попечителю и опекаемому.

По результатам проверки составляется официальный акт в трех экземплярах:

  • первый направляется лицу, которое составило жалобу;

  • второй отдается опекуну пожилого человека;

  • третий экземпляр остается у инспектора ООП.

В тех случаях, когда жалоба, направленная в органы опеки, осталась нерассмотренной, необходимо направить письменную жалобу по почте заказным письмом с описью. Тогда ООП в обязательном порядке должен дать письменный ответ, иначе граждане имеют полное право на обращение в судебные инстанции по факту невыполнения своих обязанностей работниками органов опеки и попечительства.


Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни

Если вы не уверены, что сможете обеспечить своему близкому человеку надлежащий уход и внимание – лучше обратиться к профессионалам. Сеть пансионатов по уходу за пожилыми людьми «Осень жизни» позаботится о здоровье дорогих вам людей.

В наших пансионатах предусмотрены:

  • регулярный осмотр врача;

  • выполнение требований программы реабилитации;

  • помощь в приеме пищи;

  • качественные продукты и разнообразное меню;

  • регулярная уборка помещений;

  • гигиенический уход, стрижка волос, ногтей;

  • разнообразный досуг и общение;

  • социальная адаптация и новые знакомства;

  • регулярные прогулки на свежем воздухе.

Связаться с нами можно по телефонам 8 (495) 003-19-56 и 8 (967) 299-64-93 или заказать обратный звонок на официальном сайте.




Неделя бесплатного проживания