Из этой статьи вы узнаете:
-
Как исторически решался вопрос о защите пожилых людей в России
-
На чем основывается система социальной защиты пожилых людей
-
Как строится защита пожилых людей за границей
Когда наступает старость, тем более отягощенная инвалидностью, взаимоотношения с окружающим миром коренным образом меняются. Появляется необходимость адаптироваться к новым условиям на психологическом и бытовом уровнях. Поэтому сегодня защита пожилых людей требует специальных технологий и новых методов решения возникающих задач. Подготовка общества к неуклонному росту среднего возраста может быть реализована только путем последовательной работы по совершенствованию социальных служб, развития способов избавления от всего спектра злободневных для стариков проблем – от психологических до бытовых.
Защита пожилых людей: из истории

Защита представителей преклонного возраста – это правило, известное еще с древних времен. В Древней Руси пожилые люди пользовались огромным уважением всей общины и были окружены заботой и поддержкой всех членов поселения независимо от родственных связей. Для стариков, как правило, сообща выделялся наиболее доступный участок земли для заготовки сена и другого хозяйства. Уже тогда, во времена язычества, взяли свое начало традиции милосердия к слабым и немощным.
Одно из проявлений этих устоев – статус старцев. Рядом с каждой общиной было место – погост – где селились старые, немощные люди. Они проживали там за счет опеки и подаяний от сородичей. Что характерно, понятие «сирота» тогда толковалось и как «старый, дряхлый», то есть требующий ухода и защиты. В сознании людей тех времен осиротевшие дети и старшее поколение относились к одной категории и подлежали опеке и присмотру. Таким образом, забота о представителях преклонного возраста была частью менталитета, само собой разумеющимся.

С приходом христианства в средние века естественная традиция заботы о стариках стала приобретать свойства социальной политики. Теперь не только родственники и соседи участвовали в судьбе старшего поколения. Поддержка от государства и помощь состоятельных граждан также стали ощутимыми. Но ключевым элементом в вопросах социальной защиты пожилых людей и инвалидов в те времена являлась церковь. Выражаясь современным языком, развитая инфраструктура (храмы, монастыри, часовни) – позволяла охватить заботой всех нуждающихся, а милостыня как богоугодное дело становится основным инструментом помощи.
Сформировавшаяся система благотворительности и принятия подаяния в целом служила для перераспределения материальных благ в обществе и имела обоюдное значение как для дающего, так и для нуждающегося. Страждущий получал средства к существованию, а жертвующий реализовывал потребность заботы о слабых и благополучии всего сообщества. Кроме того, иметь репутацию известного благотворителя было очень престижно.

С течением времени во многих странах церковь лишилась автономии, стала частью государства. В результате основная роль в вопросах социальной защиты и ухода за пожилыми людьми перешла к правительству. В России по указу Петра I были созданы богадельни, куда определяли стариков, негодных к военной службе.
Затем императрица Анна Иоанновна распространила государственную опеку на женщин: пожилые вдовы получили возможность жить на склоне лет в монастырях. Не обошлось, конечно, без перегибов: указ следующей монархини, Анны Леопольдовны, направленный на расселение нищих по монастырям, изгнал из Санкт-Петербурга практически все население.
В начале XX века, в период революций, система помощи старым и немощным в нашей стране пришла в упадок. Защита пожилых людей и инвалидов, созданная вековой монархией, после отречения последнего самодержца осталась без государственного содействия.

В 1917 году вопрос социальной поддержки населения стоял как никогда остро: шла Первая мировая война, нарастали внутренние вооруженные конфликты. Следствием всего этого стали сотни тысяч раненых и покалеченных, беженцев и сирот. Новой власти требовались время и силы для решения более насущных проблем. Тем не менее, в 1918 году был организован Наркомат социального обеспечения – структура в правительстве страны, созданная специально для помощи нуждающимся. Возобновляются социальная помощь, пенсии по старости, но уже по классовому признаку.
Новая система защиты пожилого человека формировалась постепенно. В начале 1930-х годов выплаты пенсий стали стабильными. В 1956 году Верховный Совет принял закон о государственных пенсиях, положив начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению.
Защита прав пожилого человека в нашей стране достигла расцвета в так называемые годы застоя. Материальные блага в тот период распределялись согласно принципу «понемногу, но гарантированно всем». Социальной защитой были охвачены все слои населения. Было налажено стабильное финансирование как из государственных, так и из общественных средств. Сегодня стабильность тех времен и ощущение равноправия пожилые люди вспоминают как «социалистический рай».
Действительно, ощущение поддержки, уверенности в завтрашнем дне, основанное на реализуемой правительством социальной программе, превосходило стремление к улучшению материального состояния. Также значительную роль сыграла пропаганда уважения к старости. Регулярные церемонии поздравления ветеранов, статьи в газетах и другие мероприятия оказывали пожилым людям не меньшую помощь, чем стабильная пенсия.

В период с 1990-х по 2000-е годы страна вновь претерпела серию мощнейших политических и социальных катаклизмов, но защита граждан преклонного возраста получила дальнейшее развитие. Знаковым событием стало учреждение Дня защиты пожилых людей.
Была издана серия законов и сопутствующих документов, регламентирующих и уточняющих процедуру социальной поддержки недееспособной части населения. Введенные изменения стали основой дельнейшего совершенствования нормативной базы и даже на фоне отсутствия финансов у государства оказали серьезную поддержку населению.
Современная правовая система социальной защиты пожилых людей в России
Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.
Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:
-
Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.
-
Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.
-
Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.

Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей.
Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание.
Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт.
Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.
Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.
В условиях снижающейся дееспособности старшее поколение в первую очередь волнуют вопросы: где жить, на что, как обустроить свой быт. Поэтому законодательные нормы, регулирующие жилищные, финансовые и семейные моменты, имеют для представителей преклонного возраста особое значение.
К сожалению, масса печальных примеров отсутствия своевременной защиты пенсионеров подтверждает эту актуальность: конфликты с непорядочными родственниками из-за наследства; ставшие кошмаром для одиноких стариков систематические махинации с жильем, в результате которых на склоне лет превращаешься в бездомного.
Но на сегодняшний день нет законодательных норм, ограждающих наиболее уязвимую часть населения от этой угрозы. Такая ситуация, во-первых, предоставляет широкое поле деятельности для мошенников, а во-вторых, благодаря несовершенству законов создает конфликтные ситуации там, где их быть не должно.

Отдельного упоминания заслуживает охрана здоровья. В законодательстве РФ закреплено право на медицинское обслуживание для всех граждан и выделено право пожилых людей на этот вид социальной защиты, а именно: право на медицинскую помощь, в том числе на дому, что порой имеет критическое значение для больных данной категории.
Также закреплено право на льготное или бесплатное обеспечение лекарствами, что при ограниченных материальных возможностях и сложностях при перемещении пожилых людей крайне важно. Но указанные нормы в значительном числе случаев недостаточно разъяснены, что приводит к снижению эффективности оказания медицинских услуг престарелым гражданам вплоть до отсутствия таковой.

В этом плане пенсионное законодательство имеет гораздо меньше изъянов. Соответствующие права и нормы были достаточно подробно описаны и разобраны, и, что особо важно, хорошо известны пожилым людям. Но процесс замены предусмотренных ранее льгот на денежный эквивалент вновь добавил путаницы и противоречий в эту сферу. В частности, снизился уровень гарантии в получении причитающихся благ. Например, право на бесплатный проезд. Если до монетизации пенсионер мог воспользоваться общественным транспортом в любом случае, независимо от того, есть у него деньги или нет, то сейчас он не сможет доехать, например, до больницы, если не рассчитал, потратил все средства или забыл дома кошелек. А такая ситуация для представителей преклонного возраста весьма реальна.
Особый статус в социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны, Героев труда и других людей, имеющих особые заслуги перед страной, – это уважение, выраженное в виде льгот и привилегий.
Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

Качественные изменения в соотношении возрастных групп населения значительно повлияли на методы защиты интересов пожилых граждан.
Резкое увеличение числа пенсионеров исчерпало возможности существующих систем социальной поддержки в первую очередь развитых государств. Рост безработицы дополнительно усугубил положение. Правительства стран, где ситуация наиболее острая, попытались найти решение проблемы, мотивируя сотрудников уходить на пенсию в более раннем возрасте. Эта мера была призвана освободить рабочие места для молодого поколения, тем самым снизив уровень безработицы и увеличив производительность труда.
Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.
Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:
-
Человек после выхода на пенсию имеет право работать.
-
Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.
Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.
Граждане Бельгии могут воспользоваться пенсией уже в 50 лет. А если ранний уход совершен в интересах работодателя, ежемесячные выплаты составят 80 % зарплаты. При этом большая часть пенсии идет из средств фонда страхования от безработицы, и пенсионеру разрешено ограниченно подрабатывать.
На освободившиеся места бельгийского работодателя обязали принимать только молодых людей. В результате ожидается существенное омоложение трудящихся.
Французские граждане по принципу «Пенсия раньше» могут получить 70 % зарплаты при условии, что на освободившееся место принят человек не старше 26 лет. Финансирование осуществляется из фонда страхования от безработицы, а также из бюджета.
В Германии можно выйти на пенсию по своему желанию в 57 лет при условии наличия достаточных накоплений. Выплаты составят 65 %. Если на освободившееся место принят безработный, то наниматель может рассчитывать на специальный грант.

Перечисленные меры дали ожидаемые результаты: на пенсию стали уходить раньше, освободились рабочие места. Подобная практика стала применяться и в других странах. Но эффект от внедрения принципа «Пенсия раньше» оказался неоднозначным. Наряду с улучшением ситуации имеет место и негативная тенденция для работодателей. Одно из отрицательных последствий – снижение общего уровня квалификации сотрудников. Специалисты, обладающие требуемым опытом и знаниями, оказались не у дел.
Для «ранних» пенсионеров тоже не все хорошо: резкое уменьшение круга общения, изменение образа жизни отрицательно сказались на моральном состоянии большого количества еще достаточно активных людей. Это в целом ухудшило социальный климат государств, идущих по пути реализации данного принципа.
Возможно, поэтому наметился обратный процесс – возвращение к прежнему возрасту выхода на заслуженный отдых. Пенсионные реформы последних лет в развитых странах допускают увеличение возраста, позволяющего получить выплаты.
В сфере социальной защиты пожилого человека дискуссии ведутся также по сопутствующим направлениям. В частности, о правах на пенсию супруга. Здесь мнения разделились. В Германии ввели эту процедуру, в Дании отменили.

Но есть и единые для всех стран тенденции: оптимизация пенсионных выплат. Для этого изменяют методики расчета пенсий, порядок взносов и т. п. Например, в 1986 году Великобритания сократила пенсию на 5 %, в Люксембурге был увеличен период взносов.
Выводы
Сегодня положение дел в сфере социальной защиты людей преклонного возраста нельзя оценить однозначно. В нашей стране наряду с хорошо наработанной базой нормативных и правовых документов, гарантирующих пожилым членам общества достойные условия жизни, имеет место тенденция неисполнения предписанных требований.
Очевидным является и ощутимое отставание российского законодательства от европейского уровня правовой защиты стариков в вопросах охраны здоровья, имущественных и семейных отношений.
Данные исследований свидетельствуют: подавляющее большинство граждан в возрасте 55–80 лет считают, что законы либо не действуют, либо их эффективность недостаточна. Одной из причин низкой результативности является слабая конкретизация установленных норм. В значительном числе случаев принятые в законах положения по защите пожилых граждан не имеют разъяснений, привязки к реальным жизненным ситуациям, что затрудняет, а порой и делает невозможным реализацию социального обеспечения людей преклонного возраста.